Авторская экскурсия по Санкт-Петербургу «Николай Баранов - главный архитектор Ленинграда»
Уникальная архитектурная экскурсия по Санкт-Петербургу на ретроавтобусе
Мы отправляемся в архитектурное путешествие по Ленинграду. На этот раз речь пойдет не об отдельном архитектурном стиле, не об одном из городских районов. Мы поговорим о городе в целом, и о роли личности в его судьбе. Личность эта — Николай Варфоломеевич Баранов, главный архитектор Ленинграда 1930-х—1950-х годов. Он возглавил ленинградскую архитектурную школу в предвоенные годы — период амбициозных градостроительных проектов — и продолжил работу по сохранению и развитию города в самое тяжелое время — годы ленинградской блокады.
В 1948 году им был создан послевоенный генплан Ленинграда, ставший впоследствии новым «советском ренессансом», классикой архитектуры нашего города. Осмысление Ленинграда как единой структуры взаимосвязанных архитектурных ансамблей, их восстановление и развитие, создание новых зданий, устремленных вдоль рукавов Невы к Финскому заливу, к Морскому фасаду — вот главный тезис этого проекта. Но не менее ответственными стали и другие работы Баранова: реконструкция и реставрация исторического центра города, создание новых жилых и общественных построек. Мы познакомимся с лучшими из этих проектов в контексте сложной и противоречивой архитектурной истории Петербурга-Ленинграда.
Программа экскурсии:
- Уточняйте время и место за два дня до отправления на странице "Отправление групп"
- 10:00 — начало экскурсии от ст. м. «Горьковская», Троицкая пл., д. 3
- Поговорим о довоенном генплане Ленинграда.
Вы узнаете, каким мог стать наш город, если бы его развитие не прервала Великая Отечественная война, какие планы по восстановлению были составлены уже в годы блокады. Переезд в Новую Деревню. Здесь по проекту Баранова был создан один из первых послевоенных жилых массивов малоэтажной застройки — настоящий «город-сад». - Морской фасад Ленинграда: проект и его воплощение.
- Побываем у «Смоленского ковша» и гостиницы «Прибалтийская»,
где в послевоенные годы начались работы по созданию грандиозной набережной. Задуманная как ансамбль классической архитектуры, набережная сформировалась совсем в иную эпоху и в ином стиле. Эта архитектурная эволюция и будет темой нашего рассказа. - На намыве Васильевского острова мы увидим панораму Морского фасада.
Границы набережной и характер застройки были предметом острых дискуссий. Дореволюционные проекты, затем разработки 1930 х и 1950 х годов, среди которых лучший — проект Баранова, и реализованный план 1970 х—1980 х годов. - Проект Центрального городского парка и стадиона «Петровский».
Развивая единый ансамбль Ленинграда, Николай Баранов задумал связать воедино сады и парки в центре города и новых районах. Проект стал самой масштабной задумкой архитектора, но был реализован лишь отчасти. В наши дни, как в начале и середине XX века, это место вновь привлекает архитекторов, готовых исполнить новые масштабные проекты. - Троицкая площадь, первая площадь Петербурга,
известная с петровских времен, пережила коренную реконструкцию в середине XX века, став частью «барановского» генплана. Здесь же находился главный проектный институт ленинградской архитектуры. - Переезд на пл. Ленина. Свободное время на обед.
- Площадь Ленина, самая известная городская площадь,
созданная в советское время. Николай Баранов спроектировал здесь монументальный классический ансамбль, реализованный со множеством искажений и переделок. Но концертный зал у Финляндского вокзала, авторские чертежи и рисунки позволяют нам в полной мере представить первоначальный замысел.
Архитектурные ансамбли старого Петербурга, созданные великими мастерами прошлого, были грубо искажены в конце XIX века. По проекту Баранова была восстановлена Кленовая аллея, ведущая к Михайловскому замку, и завершена застройка площади Искусств, с использованием чертежей Карла Росси. - «Чрево Петербурга», старинная торговая площадь,
имевшая хаотичную застройку, должна была стать парадным въездом в центр Ленинграда со стороны Москвы и Пскова. Сегодня, в связи с возможным воссозданием Успенской церкви, некоторые проектные разработки Баранова вновь актуальны. А соседний ансамбль Обуховской площади и реконструкция Обуховской больницы реализованы в полной мере. - 16:00 — окончание экскурсии у Казанского собора.
- Организатор не несет ответственности за задержки в пути, связанные c погодными условиями, а также с пробками на дорогах.
- В случае, если погодные условия на маршруте могут угрожать безопасности туристов (сильные снегопады, ливни, наводнения, лесные пожары, смог и пр.), организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять программу экскурсии: заменять одни объекты на другие, а при невозможности замены - исключать объекты из программы.
- Места в автобусе распределяются организатором экскурсии по мере продажи билетов.
Особенности данной экскурсии:
- В случае, если температура воздуха будет более +27 градусов ретро-автобус может быть заменен на автобус с более современным кондиционированием.
В стоимость включено:
- Экскурсионное обслуживание по маршруту;
- Транспортное обслуживание по маршруту.
Для корпоративных
клиентов
(группа от 10 человек)